Аналитика сайта: С чего начать?

аналитика сайтаПрежде всего при создании сайта надо определить, для кого этот сайт и какие цели он преследует, отсюда и какие функции он должен выполнять. Эти вопросы должен задавать себе заказчик при создании своего сайта, но это не всегда делается. Не смотря на то, что любой бизнес направлен на привлечение прибыли за счет покупателей (пользователей), не всегда такие простые вопросы звучат при создании сайта или площадки для продажи.

Хочу заметить, что чем дальше интернет внедряется, тем более четкое становится представление о том, чего же все-таки хочет заказчик от сайта. И это хорошо!
Я разделяю сайты на некоторые условные типы. Однако, некоторые типы могут пересекаться.
В чистом виде сайты можно условно разбить на следующие типы:

  • Интернет – магазин
    Для кого: Предназначен для покупателей со средним достатком и выше среднего, а также для оптовиков.
    Какие цели: Продажа большого количества продукции и привлечение целевых посетителей.
    Какие функции: Продать товар. Для этого надо дать полную информацию о товаре, так как покупатель не может потрогать продукцию, рассмотреть. Отсутствие информации и цены, хотя бы примерной, даже если товара нет на складе, снижает интерес и доверие к сайту.
  • Сайт-визитка
    Для кого: потенциальных партнеров.
    Какие цели: поиск новых партеров и клиентов.
    Какие функции: Ознакомление, краткая информация для представления в сети Интернет человека или компании, обычно содержит минимальные данные о компании или человеке и контактные данные.
  • Новостной сайт
    Для кого: для широкого круга читателей.
    Какие цели: повысить рейтинг ресурса, увеличить число посетителей, привлечение новых и удержание вернувшихся посетителей.
    Какие функции: Размещение интересной актуальной информации, которая постоянно будет обновляться. Обычно сайт имеет одно или несколько направление. Появление множества статей на различные темы несколько раз в день. Информация быстро устаревает в сети Интернет, поэтому важно поддерживать интерес посетителей.
  • Блог
    Для кого: для новичков в теме, для интересующихся темой блога и для новых партнеров.
    Какие цели: увеличение числа подписчиков и посетителей, а так же заработок на блоге.
    Какие функции: Автор блога делиться своими мыслями, знаниями и переживаниями. Главное, что бы написанное было интересно не только автору. Наличие комментарий на блоге важно. Это показывает, что блог посещают и тема о которой пишут интересна.
  • Социальная сеть
    Для кого: Для сообществ людей, иногда объединенных общими знакомыми, а иногда общими целями или интересами.
    Какие цели: Общение и широкое распространение информации.
    Какие функции: Такой сайт должен сделать общение и обмен информацией быстрым и легким, привлечение людей в особые группы для их объединения или привлечения внимания.
  • Поисковые системы
    Для кого: Для ищущих информацию.
    Какие цели: Привлечение внимания новых пользователей, вывод релевантных качественных сайтов для ищущего.
    Какие функции: Предназначены для поиска информации в сети Интернет. По сути, поиск происходит только в базе, которая есть у поисковика, поэтому наличие большого, даже огромного количества сайтов у поисковиков является значительным преимуществом. Так же задача таких систем на определенный запрос вывести релевантные страницы, при этом, чем лучше эта задача выполнена, тем поисковик адекватнее для пользователя. В данный момент поисковые системы являются не только поиском, хорошей рекламной площадкой, но и имеет массу сервисов в комплекте,  такие как новостные сайты, сайты соцсетей, Интернет магазины, мультимедийные сайты, словари, карты и блоги, то есть по сути совмещает почти все типы сайтов и даже больше.
  • Мультимедийный сайт
    Для кого: Для фанатов, любителей видео или аудио подборок.
    Какие цели: Увеличение просмотров и скачиваний, привлечение новых пользователей сервисом.
    Какие функции: Пополнение коллекции аудио и видео. На таком сайте выкладываются видео и/или аудио записи. Эти записи могут быть не только разного качества, но и разной тематики, от научных лекций и аудио-книг до развлекательных клипов, программ и приколов.
  • Информационный сайт
    Для кого: Вспомогательные сайты для широкого круга людей.
    Какие цели: Авторитет ресурса и привлечение новых пользователей.
    Какие функции:Должен содержать информацию, по одной или разным тематикам и направлениям, а так же содержать много статей, имеющих ознакомительный характер. Сюда можно отнести словари и энциклопедии.
  • Почтовые агенты
    Для кого: Для пользователей, общающихся с друзьями или деловыми партнерами в закрытой переписке.
    Какие цели: Повышение надежности и доверия. Увеличение пользователей сервисом.
    Какие функции: Обмен информации и не моментальной переписки. Повышение надежности, конфиденциальности.
  • Сайты сервисы
    Для кого: Для упрощения работы какого-либо направления пользователей.
    Какие цели: Повышение пользователей сервисом. Повышение удобства использования.
    Какие функции: Сайты для конкретных целей и имеют обычно сервисы для облегчения жизни людей. К таким сервисам относятся не только оплата коммунальных услуг, но сервисы по проверке сайтов или поиску по карте объекта и другое.

К каждому типу сайта свой подход. Например, отслеживание статистики для интернет-магазина направлено на продажи, отложенную конверсию, интерес к тому или иному продукту, а также отслеживание линии покупки: выбор → корзина → переход к оплате — это действия, направленные на совершение покупки. Для блога приоритетные направления совсем другие: количество посетителей, количество подписчиков, доля постоянных и новых посетителей, интерес к статье и так далее.

Это только начальный этап, но он является одни из направляющих всего процесса анализа сайта, уделить ему стоит должное внимание. Для каждого конкретного сайта определяются свои цели и решаются конкретные задачи, но при неправильном определении приоритетов на сайте можно промахнуться не только с направлением развития ресурса, но и привлечь не целевую аудиторию, а это уже может негативно сказаться на авторитете сайта.